Н.НОВГОРОД, ул.КОСТИНА, д.6, корп.1 | МУРОМ, ул.ЛЕНИНА, д.35 | |
+7 (831) 212-37-38 (многоканальный) +7 (952) 778-46-46, +7 (952) 778-49-49 |
+7 (49234) 22-9-33 +7 (930) 743-80-00, +7 (904) 594-99-84 |
«Елисеевский магазин» (Москва)
|
«Елисеевский магазин» |
«Елисеевский» — магазин-гастроном в Москве в историческом здании на углу Тверской улицы и Козицкого переулка. | |
Открыт купцом Григорием Елисеевым в 1901 году, сразу же стал центром общественного внимания за роскошные интерьеры, экзотические продовольственные товары и редкие вина. |
- Описание
-
С 1920-х годов получил наименование Гастроном № 1. В советское время считался самым знаменитым гастрономом в СССР как за местоположение, так и благодаря нехарактерно широкому товарному ассортименту. В последние годы войны стал одним из редких продовольственных магазинов с коммерческим отделом. В начале 1980-х годов с гастрономом связано так называемое «Елисеевское дело», в результате которого группа его работников обвинена в коррупции, а директор Соколов расстрелян по приговору суда.
В 1992 году гастроном приватизирован, акции переданы трудовому коллективу, и, несмотря на невысокие коммерческие результаты, в отличие от большинства продовольственных магазинов центра Москвы, сохранил профиль. В 2002 году акции у трудового коллектива скуплены структурами предпринимателя Якубова, новым собственником часть помещений сдано в субаренду. В 2003 году гастроном на оставшейся части площадей реставрирован и переформатирован в универсам, с 2005 года розничным оператором магазина является торговая сеть «Алые паруса».По состоянию на 2015 год торговая площадь гастронома составляет 820 м², помещения магазина, принадлежащие городу и обременённые договорами аренды с предприятием торговли, готовятся Правительством Москвы к свободной продаже.
Выбор и реконструкция помещения
Состояние петербургские купцы Елисеевы нажили на оптовой торговле «колониальными товарами» — в основном импортными фруктами; ко второй половине XIX века главным товаром семейного товарищества стали импортируемые из Европы вина, выдерживаемые и разливаемые в России в бутылки, другие товарные группы, по которым у Елисеевых были крупные обороты к концу XIX века — оливковое масло (делившееся в те времена зависимости от сорта на «прованское» и «деревянное»), кофе, чай, сардины, сыр. Товары реализовывались как оптом, так и в собственных розничных торговых точках, однако крупных магазинов у Елисеевых не было. Подбирая помещение под большой магазин в Москве, Григорий Елисеев, ставший единоличным главой товарищества в 1896 году, рассматривал различные здания на Арбате, Петровке, Большой Дмитровке, остановившись по рекомендации гласного Московской городской думы Александра Гучкова на бывшем особняке Козицкой на Тверской. В здании, за последние 20 лет до приобретения Елисеевым сменившем четыре купеческих семейства хозяев, на первом этаже располагался крупный магазин портного Корпуса с зеркальными окнами, а на втором этаже — квартиры состоятельных горожан. Сделка по приобретению дома состоялась 5 августа 1898 года, а уже 23 октября того же года городским властям представлен проект архитектора Барановского по реконструкции здания под магазин. Барановский непосредственно руководил проектом реконструкции, Елисеев ему предоставил самостоятельность в вопросах закупки материалов, найма и увольнения рабочих, к проектированию интерьеров были привлечены архитекторы Владимир Воейков и Мариан Перетяткович.
Реконструкция продлилась три года, всё это время дом был обшит плотными деревянными лесами, что ранее не практиковалось в России и обеспечило интерес горожан к стройке, в том числе породив слухи о нестандартном предназначении помещений. Главная перестройка, которую претерпел особняк — объединение первого и второго этажа («цокольного» и «бельэтажа» в терминах XIX века), в образованных таким образом высоких помещениях размещены торговые залы. В результате была утрачена лестница из белого мрамора, существовавшая с момента постройки здания в конце XVIII века. Арочный въезд во внутренний двор со стороны Тверской улицы был переделан в главный вход магазина. Если фасады, выходящие на Тверскую, в основном были сохранены, то со стороны Козицкого переулка наружные стены претерпели значительные изменения: в них обустроены 5 крупных окон полукруглой формы, объединяющих первый и второй этажи. Интерьеры торговых залов выполнены в духе «необарокко»: использованы массивные фигурные колонны с позолотой на капителях, арки, плафонные решения для сводов с падугами и большими хрустальными люстрами.
Открытие
Торжественное открытие «Магазина Елисеева и погребов русских и иностранных вин» состоялось с 23 января (5 февраля) 1901 года. Строительные леса были сняты только утром в день открытия, и вокруг здания собралась многочисленная публика, разглядывающая через окна интерьеры и ассортимент гастронома; к началу церемонии открытия полиция оттеснила уличных наблюдателей. Организованное мероприятие стало масштабным событием с молебном и торжественным обедом, в заключении выступил цыганский хор «Яра». Пригласительные билеты для гостей были напечатаны на бумаге верже с позолочённой каймой, среди посетивших церемонию гостей — московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной, гласные Московской городской думы, деятели православного духовенства, основоположник русского виноделия Лев Голицын.Церемонию открытия подробно описал Владимир Гиляровский в одном из рассказов, вошедших в сборник «Москва и москвичи».
Устройство
Магазин состоял из трёх торговых залов, в которых размещалось в общей сложности пять отделов. Крупнейший отдел — фруктовый, другие отделы — кондитерский, колониально-гастрономический, бакалейный, специализированный отдел был отведён для хрусталя Баккара. Для торговли вином вскоре после открытия пришлось организовать отдельный вход со стороны Козицкого переулка, так как расстояние от главного входа до Страстного монастыря составляло около 90 м, тогда как законодательно винная торговля была разрешена на расстоянии не менее ста метров (42 саженях) от церквей.
Отличительной особенностью магазина стало размещение при нём значительного числа собственных производств, среди которых было несколько небольших пекарен, кондитерский цех, цеха засолки, копчения, маслоотжима, обжарки кофе, колбасная фабрика, также непосредственно в подсобных (в основном — подвальных) помещениях магазина разливались вина и напитки, изготовлялись варенья и мармелады; продукты собственного производства составляли значительную часть ассортимента гастронома. Значительные площади в подвальной части занимал винный погреб, также в здании была размещена собственная мастерская.
В особняке также была устроена контора магазина и кабинет управляющего, среди подсобных помещений одна большая комната была выделена под столовую для персонала. Помещения третьего этажа сдавались Московскому коммерческому суду, также на третьем этаже с 1901 года существовал литературный кружок.
Обслуживание и товарное предложение
Магазин был ориентирован на состоятельных потребителей, подъезжающих на экипажах, со всех сторон вокруг магазина и далеко вглубь Большого Гнездниковского переулка стояли кареты в ожидании хозяев, совершающих покупки в гастрономе. Продавцы, подбиравшиеся из владевших несколькими иностранными языками, индивидуально общались с покупателями, консультировали по ассортименту, знали особенности и привычки постоянных клиентов; корзины с покупками выносили к каретам швейцары. Ежедневно гастроном посещало около 400—500 покупателей, небогатые и скромные горожане в помпезно декорированный и обстоятельно обслуживаемый магазин заходить стеснялись.Одной из находок Елисеева, позднее повторённой во многих российских и советских магазинах, стала выкладка товара крупными пирамидами, символизирующими изобилие.
Ещё одной особенностью, обеспечивающей привлечение женщин в магазин, стала торговля небольшими пирожными собственной выпечки («пти-фур»), которыми кавалеры проездом угощали дам. Среди деликатесных продуктов, ранее малоизвестных московским потребителям и популяризированных гастрономом — трюфели, анчоусы; широта ассортимента твёрдых и мягких импортных сыров, разнообразие сортов кофе и чая также значительно выделяли магазин среди продуктовых лавок того времени. Другие ключевые ассортиментные группы гастронома — традиционные для Елисеевых фрукты, вина и освоенные в конце XIX века оливковые масла.
С особенной тщательностью Елисеев относился к выкладке товара и лично определял решения по размещению и раскладке, следил за качеством и презентабельностью продуктов, в частности, не допускались даже малейшие помятости на фруктах, а персонал гастронома после закрытия съедал начавшие портиться плоды (так как выносить или выбрасывать их Елисеев запрещал по представительским соображениям). - Входит в состав экскурсий
- Автобусные туры в Москву