С нами ЛЮДИ ОТДЫХАЮТ !
Н.НОВГОРОД, ул.КОСТИНА, д.6, корп.1      МУРОМ, ул.ЛЕНИНА, д.35
+7 (831) 212-37-38 (многоканальный) 
+7 (952) 778-46-46, +7 (952) 778-49-49
 
  +7 (49234) 22-9-33
 +7 (930) 743-80-00, +7 (904) 594-99-84
Отправление автобусов
On-line бронирование
для туристических агентств

Чкаловская лестница (Нижний Новгород)

Чкаловская лестница (Нижний Новгород)

Чкаловская лестница

 
 


  • Описание объекта
 
Чкаловская лестница (Нижний Новгород) Между Верхневолжской и Нижневолжской набережными находится интересная нижегородская достопримечательность, которая видна даже на космических снимках. Это – знаменитая Чкаловская лестница.
Чкаловская лестница (Нижний Новгород) Она начинается от памятника Валерию Чкалову и спускается к мемориалу катер «Герой», который стоит на правом берегу Волги. Выразительные контуры длинной лестницы давно стали одной из визитных карточек волжского города.
 
Описание
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Крутой правый берег Волги издавна именовали Волжским откосом. Это место всегда было популярно среди нижегородцев и гостей города, потому что отсюда открывается отличный обзор окрестностей. С высокого берега видно просторную пойму Волги, а также располагающийся на противоположном, левом берегу реки Бор, который с 1938 года приобрел статус города.

Благоустройством волжского откоса впервые занялись в 1830-1840-е годы, когда проектировали и строили Верхневолжскую набережную. В это время засыпали перерезавшие волжский берег глубокие овраги, а также укрепили крутой склон дерном.

Там, где в наши дни стоит монумент, посвященный Валерию Чкалову, на откосе существовал полукруглый выступ, который соединялся с Благовещенской площадью. Сегодня она носит название площади Минина и Пожарского. Прежде на этом месте стояли остатки строений старинного Происхожденского монастыря. В 1839 году их снесли, площадку разровняли и замостили булыжником. Кроме того, отсюда вниз, на восток, к Волге соорудили длинный Георгиевский съезд.

В 1930-е годы в СССР все увлекались подвигами летчиков. Воздушные рекорды совершались ежегодно. Впервые летчики страны Советов перелетели через всю страну на Дальний Восток. А в 1937 году экипаж Валерия Чкалова проделал уникальный перелет в США. Протяженность полета при этом составила более 8500 км. Но так случилось, что в декабре 1938 года комбриг Чкалов погиб при испытании нового самолета. И эту трагедию переживала вся страна.

В 1939 году нижегородские власти выступили с инициативой увековечить память о прославленном летчике. Наверху Волжского откоса ему поставили памятник. И отсюда хотели построить большую лестницу к Волге. Новая лестница должна была соединить городской центр с набережной и по размерам почти в три раза превзойти знаменитый Потемкинский спуск в Одессе. Однако, столь масштабным планам не суждено было осуществиться сразу, потому что началась Великая Отечественная война.

В 1943 году, когда наступил коренной перелом в ходе военных действий, Нижний Новгород, в те времена Горький, стал постепенно восстанавливаться. Городу уже не угрожали ночные бомбежки. И нижегородцы взялись за восстановление заводов и строительство тех объектов, которые начали возводить в довоенное время.

Представители исполнительной власти города отправились в Москву на согласование архитектурного проекта новой лестницы. Сам проект подготовили трое – опытный нижегородский архитектор Александр Александрович Яковлев и два московских зодчих - Владимир Оскарович Мунц и Лев Владимирович Руднев.

В честь победы в кровопролитной битве под Сталинградом государство выделило необходимые средства, и 27 мая 1944 года началась масштабная стройка. В возведении оборудованного спуска к Волге принимали участие нижегородцы и большое количество пленных немцев. Общие затраты на строительство составили 7,76 миллионов рублей.

Торжественное открытие лестницы состоялось в 1949 году. Первоначально ее хотели назвать «Сталинградской». Однако у жителей города закрепилось другое название – «Чкаловская». После окончания строительства председателя горьковского горисполкома – Александра Шульгина обвинили в неэффективном использовании народных денег. Его отстранили от должности, лишили партбилета и осудили по так называемому Ленинградскому делу. Около двух лет Шульгин провел в заключении на территории Мурманской области. Однако, когда Сталин умер, уголовное дело в отношении бывшего нижегородского начальника пересмотрели и его реабилитировали.

ЧКАЛОВСКАЯ ЛЕСТНИЦА СЕГОДНЯ
В наши дни длинная лестница – одна из самых узнаваемых достопримечательностей города. По ней часто устраивают спортивные забеги. Сюда любят приходить молодожены. Она декорирована балюстрадами, барельефами и четырехгранными обелисками. Последняя реставрация лестничных маршей прошла в 2013 году.

На смотровой площадке, откуда начинается спуск, стоит памятник Валерию Чкалову. Нижегородцы называют его коротко «ВПЧ». Это место находится неподалеку от Георгиевской башни Нижегородского кремля. У подножья памятника установлены стационарные смотровые бинокли - биноскопы, через которые очень интересно разглядывать волжские берега. Пользование биноклями платное: 100 секунд осмотра стоят 10 рублей. Оплата производится через монетоприемник.

Памятник «ВПЧ» установили в 1940 году. Любопытно, что один из его авторов - скульптор Исаак Абрамович Менделевич дружил с летчиком. И вместе они выбрали эту площадку наверху Волжского откоса для монумента Максиму Горькому. Однако, после гибели Чкалова жители Горького обратились с ходатайством об установке здесь памятника самому летчику.

Кроме скульптора в возведении монумента принимали участие два архитектора - В.С. Андреев, И.Г. Таранов. Бронзовая статуя поднимается над цилиндрическим постаментом, стоящем на трех ступенях. В самом начале на памятнике существовала надпись «сталинскому соколу», но после развенчания культа личности И.В. Сталина ее убрали.

Лестница имеет форму восьмерки. Если считать количество ступеней по дуге, то их будет 560, а от низа до верха 442. На спуске сооружены две смотровые площадки. Отсюда в любое время года открывается прекрасный вид на место слияния Волги и Оки.

Длинная лестница спускается к Нижневолжской набережной – к монументу Катер «Герой». Этот речной баркас построили в 1916 году, и первоначально он назывался «Матвей Башкиров». Под именем «Волгарь» небольшое судно принимало участие в сражениях Гражданской войны и в 1942-1943 годах в боях за Сталинград. На гранитный пьедестал катер установили в 1985 году. В городе существует традиция - после свадьбы молодожены фотографируются возле памятника и оставляют на гребных валах и других частях монумента цветные ленточки на память.
Входит в состав экскурсий
 
 


Рекомендуем также посмотреть: