С нами ЛЮДИ ОТДЫХАЮТ !
Н.НОВГОРОД, ул.КОСТИНА, д.6, корп.1      МУРОМ, ул.ЛЕНИНА, д.35
+7 (831) 212-37-38 (многоканальный) 
+7 (952) 778-46-46, +7 (952) 778-49-49
 
  +7 (49234) 22-9-33
 +7 (930) 743-80-00, +7 (904) 594-99-84
Отправление автобусов
On-line бронирование
для туристических агентств

«Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова» (Москва)

«Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова» (Москва)

«Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова»

 
 


  • Описание объекта
 
«Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова» (Москва) Дом Мельникова (Дом-мастерская архитектора Константина Степановича Мельникова) — одноквартирный жилой дом, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда. Был построен в 1927—1929 годах в Криво­арбат­ском переулке в Москве по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи.
«Дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова» (Москва) Дом-мастерская является вершиной творчества К. С. Мельникова и отличается новаторскими конструктивными особенностями, оригинальным художественным образом и объёмно-пространственной композицией, продуманной функциональной планировкой. Одно­квартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки.
 
Описание

В настоящее время здание передано в ведение Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева и в нём расположена мемориальная часть экспозиции Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых.

Мечта об отдельном собственном доме-мастерской появилась у Константина Мельникова ещё в годы его обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала он намеревался приобрести готовый дом и перестроить его, в связи с чем долго подыскивал в Москве подходящее здание. Сохранились созданные архитектором в 1916—1917 годах планы перестройки одного из старых каменных московских домов в неоклассическом стиле. Традиционность подходов к планировке и внешнему виду собственного дома в первых эскизах Мельникова объясняется влиянием академика архитектуры И. В. Жолтовского, у которого Мельников занимался на архитектурном отделении училища и под руководством которого он работал с 1917 года в Архитектурно-планировочной мастерской Строительного отдела Моссовета — первой государственной архитектурной мастерской советского времени.

Однако уже к началу 1920-х годов К. С. Мельников интенсивно эскизирует проекты возведения дома в новаторском стиле. В личном архиве архитектора сохранились различные варианты проектов собственного дома, но все они предполагают устройство не просто жилого дома, а дома-мастерской, в котором соединялись бы бытовая и рабочая среда. Мельников был настолько привязан к своей семье, что не представлял для себя иной, кроме домашней, атмосферы для творчества.


В отличие от других построек Мельникова, собственный дом-мастерская проектировался архитектором с учётом исключительно собственного вкуса и представлений о жилище и рабочей среде. В процессе эскизирования дома Мельников выступал сразу в двух ролях — заказчика и проектировщика и мог позволить себе максимальную свободу формотворчества.

Первый из известных проектов возведения нового дома — это двухэтажная, квадратная в плане постройка, в центре первого этажа которой располагалась большая, поставленная под углом русская печь. На других эскизах общий объём дома представляет собой усечённую пирамиду, в едином внутреннем пространстве которой как бы подвешены врезанные в наклонные стены небольшие антресольные помещения. При этом, и в первом и в последующих вариантах проекта дома Мельников уделял больше внимания интерьеру и планировке помещений, чем внешнему облику дома, примеряя пространство на себя и свою семью.

Эксперименты с круглым планом появились в чертежах Мельникова к 1922 году. Архитектор рисует эскизы овального и даже яйцеобразного здания, продолжая отрабатывать интерьер. Окончательный вариант проекта, предусматривающий сочетание двух врезанных друг в друга цилиндров, по мнению исследователей творчества К. С. Мельникова, идёт от неосуществлённого проекта клуба имени Зуева. В 1927 году, участвуя в конкурсе на проектирование этого клуба, К. С. Мельников создаёт по его собственному выражению «орга́н из пяти цилиндров», а затем, когда строительство здания стало вестись по проекту Ильи Голосова, он решает хотя бы частично воплотить свои идеи о ряде вписанных друг в друга вертикальных цилиндров в своём собственном доме.

«Нас — претендентов — было двое, и два объекта, — вспоминал Константин Мельников, — и решили в проект Голосова ввести цилиндр, который и сейчас одиноко звучит декоративным соло. Так поступили люди, хорошие люди, но Архитектура не простила им растерзанной идеи и вернулась ко мне в блестящем дуэте нашего дома».


Для работы над проектом музея фонд «Русский авангард» привлёк различных специалистов и экспертов, которые объединились в Международный попечительский комитет по созданию музея «Дом Мельникова». Среди 22 членов комитета — архитекторы-лауреаты Притцкеровской премии Заха Хадид, Рем Колхас, Альвару Сиза, художник Илья Кабаков, режиссёр Пётр Фоменко, профессор Московского архитектурного института Наталья Душкина, архитектурный критик Григорий Ревзин, внучка К. С. Мельникова Екатерина Каринская. В октябре 2007 года в Лондоне, в музее Джона Соана состоялось первое заседание попечительского комитета, на котором, однако, каких-либо принципиальных решений относительно создания музея принято не было.

В 2007 году для создания вспомогательного помещения музея фонд приобрёл квартиру на первом этаже соседнего дома (№ 12 по Кривоарбатскому переулку), в котором планирует за свой счёт провести комплексную реставрацию. Фонд высказал намерение перечислить сумму целевого взноса, достаточную для функционирования музея в течение 15 лет, а также, при согласии государства, передать проект в полную собственность Российской Федерации. Его президент, предприниматель Сергей Гордеев, намеревался завершить проект музея «Дом Мельникова» в 2009 году, к 80-летию со дня постройки дома-мастерской. К этому сроку фонд планировал полностью отреставрировать Домом Мельникова и открыть его для доступа публики, а также организовать в соседнем здании пространство, соединяющее в себе управление музеем и различные экспозиции. Один из проектов музея, созданный по инициативе архитектора Вадима Грекова, предусматривает пристройку к торцу соседнего жилого здания стеклянного объёма — смотровой площадки с диагональными лестницами, способствующими обзору памятника.

В мае 2008 года по приглашению фонда «Русский авангард» Россию посетили куратор создаваемого музея британский искусствовед Нил Бингхам, менеджер проекта Брайан Лейси и финансовый консультант Иан Моррисон.

Весной 2013 года музей архитектуры имени А. В. Щусева провёл конкурс на создание концепции музея Мельниковых, в котором победил проект бюро Citizenstudio.


Подготовка Дома к музефикации началась в конце октября 2014 года. С 3 декабря 2014 года Дом Мельникова как главный экспонат музея открыт для посетителей. Посещение организовано по предварительной записи, в составе экскурсионных групп.

Входит в состав экскурсий
Автобусные туры в Москву 
 


Рекомендуем также посмотреть: