С нами ЛЮДИ ОТДЫХАЮТ !
Н.НОВГОРОД, ул.КОСТИНА, д.6, корп.1      МУРОМ, ул.ЛЕНИНА, д.24
+7 (831) 212-37-38 (многоканальный) 
+7 (950) 600-58-98, +7 (952) 778-46-46, +7 (952) 778-49-49 
  +7 (49234) 22-9-33, 2-15-18, 27-0-27,
 +7 (930) 743-80-00, +7 (904) 594-99-84
On-line бронирование

для туристических агентств

 

Отправление автобусов
Реестровый номер
туроператора № РТО 019413

«Донской монастырь» (Москва)

«Донской монастырь» (Москва)

«Донской монастырь»

 
 


  • Описание объекта
 
«Донской монастырь» (Москва) Донской монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади.
«Донской монастырь» (Москва) Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.
 
Описание

Донской монастырь был основан царём Фёдором Ивановичем к югу от города. История обители началась с постройки миниатюрного одноглавного собора Донской Божией Матери (1591—1593), ныне именуемого Старым, или Малым. Храм не соответствует классическому типу монастырского собора и более напоминает приходские церкви того времени, как, например, церковь Николы Явленного на Арбате.

Посвящение собора и монастыря связано с тем, что в гуляй-городе в дни боёв с татарами действовала походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, где находилась и взятая временно из кремлёвского Благовещенского собора Донская икона Божией Матери — по позднейшему романтическому преданию, та самая икона, которая сопутствовала Дмитрию Донскому в Куликовской битве 1380 года. Утверждается, что изначально собор освятили в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, на который пришлась Куликовская битва.

В Смутное время малобратная обитель была разорена польскими войсками и долгое время продолжала пребывать в запустении. По возобновлении царями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь оказался на пути «царского богомолья». Через него проходили крестные ходы к Саввино-Сторожевскому монастырю, в которых принимали участие государи. Но в целом монастырь не мог похвастать благосостоянием; до 1670-х гг. ограда его была бревенчатой. Ситуация стала меняться, когда к нему стали приписывать другие обители. Так, в калужской епархии к Донскому монастырю были приписаны монастыри Шаровкин Успенский, Жиздринский Троицкий, а также Тихонова пустынь.

В конце XVII века на средства царевны Екатерины Алексеевны была предпринята масштабная реконструкция монастыря. В 1698 году был освящён гораздо более крупный по размерам величественный храм, также посвященный Донской иконе (т. н.. Большой собор). В интерьере зодчим удалось «воссоздать свойственное украинским бесстолпным образцам ясное, залитое светом пространство». Примерно в то же время (1686—1711) была возведена стена с двенадцатью башнями, которые слегка напоминают ограду Новодевичьего монастыря.


В XVIII веке монастырь интенсивно развивается: по описи 1739 года Донской монастырь — крупное хозяйство, которое владеет большими территориями и множеством крепостных душ. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713—1714) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753 году). В 1745—1750 годах были возведены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и прочие вспомогательные сооружения. В 1780-е гг. стены Большого собора были расписаны фресками итальянца Клаудио.

Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 году во время Чумного бунта. Беснующаяся толпа наводнила монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Авмросия, который приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону, к которой прикладывались как больные (в надежде выздороветь), так и здоровые (в надежде уберечься от заразы). Темная толпа усмотрела в изъятии крамолу и растерзала архиерея, однако зачинщики беспорядков были выявлены и повешены.

В XIX веке в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию. В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам. Продолжал расширяться монастырский некрополь. Перед революцией монастырь был 1-го класса ставропигиальной обителью.

Каждый год, 19 августа, в день празднования Донской иконе, совершался крестный ход из Успенского собора Кремля в монастырь. Чудотворная Донская икона в то время пребывала в Благовещенском соборе Кремля.

В 1812 году монастырь был разграблен французами. Известно письмо к М. И. Платову старшины 1-го башкирского полка, где говорилось, что они жертвуют 1000 рублей на восстановление монастыря.

В 1918 году монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х годов.

С мая 1922 года в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря пребывал (сначала под стражей) патриарх Тихон; проживая там, за исключением двух периодов нахождения во внутренней тюрьме ГПУ весной — летом 1923 года, до середины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниных на Остоженке. Скончался 25 марта (7 апреля) в клинике, погребён был в монастыре 30 марта (12 апреля), в Вербное воскресенье; был похоронен в Малом соборе (у южной стены). В 1926 году к внешней стороне той же стены собора перенесли с Нового Донского кладбища могилу убитого 9 декабря 1924 года келейника патриарха Якова Полозова.

22 декабря 1925 года, вскоре после ареста Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория состоялось совещание десятерых архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет», что положило начало григорианскому расколу.

В 1920-х годах в монастыре устраивали антирелигиозную выставку, в дальнейшем в нём был организован Антирелигиозный музей искусств; в 1929 году все монастырские храмы были закрыты для богослужения. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы (сейчас находятся в РГАДА и ЦИАМ).


В 1934 году был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-х годах на территорию музея были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть скульптурного убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади. В 1964 году монастырь был превращён в филиал Музея архитектуры (хотя при этом значительное количество строений монастыря оставалось в ведении некоторых других производственных и проектных организаций).

Основная часть монастырского ансамбля сложилась в XVI-XVIII веках:

  • 1591-93 Бесстолпный Малый собор Донской Богоматери иллюстрирует тип посадского одноглавого храма годуновской эпохи с крещатым сводом и 3-ярусной горкой кокошников. Других бесстолпных монастырских соборов русская архитектура XVI века не знает. Шатровая колокольня была пристроена в 1679 г. Росписи 1780-х гг. были вскрыты в 1948 году, когда храм проходил комплексную реставрацию, уничтожившую переделки начала XIX века. Трапезная выгорела в 1992 году.
  • 1686-98 Пятиглавый четырехстолпный Большой собор Донской Богоматери, приподнятый на высоком подклете и окружённый широкой обходной галереей, отличается неканоническим архитектурным решением, более свойственным для храмов Украины. Это адаптация типа 4-лепесткового в плане 5-банного храма с главами, ориентированными по сторонам света. В интерьере чудом сохранился монументальный 8-ярусный резной иконостас с образами «фряжского письма»; нижние ярусы выполнил золотописец Карп Золотарёв. Стенные росписи 1782-85 гг. были сначала сбиты, а потом забелены; ведётся реставрация. В подклете собора в 1712 году был освящён Сретенский храм, ставший усыпальницей имеретинского царя Арчила II, а затем и всей жившей в Москве знати грузинского происхождения.
  • 1713-14 Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери возвышается над северными (святыми) воротами монастыря. Около паперти сохранилась чугунная кованая решётка начала XVIII века. Иконостас поставлен в 1782 г. на средства Аграфены Татищевой.
  • 1686-1711 Краснокирпичные стены и двенадцать башен ограды, увенчанных декоративными коронами в стилистике московского барокко. Одновременно с ними выстроен корпус наместника.
  • 1714 Больничная церковь Архангела Михаила расположена в углу южной части монастырской территории. Построена иждивением стольника И. И. Дурново. В начале XIX века полностью перестроена в стиле классицизма в усыпальницу княжеского рода Голицыных. Псевдорусские крыльца появились в самом конце XIX века. Внутри были выставлены (в качестве экспонатов музея архитектуры) наиболее ценные образцы мемориальной скульптуры, перенесённые из других храмов монастыря и с уничтоженных некрополей (ныне внутри остались лишь надгробия с некрополя Донского монастыря).
  • 1730-53 Колокольня Донского монастыря, одно из самых высоких зданий в окрестностях Москвы того времени, расположена над западным входом в монастырь. Проект в стиле елизаветинского барокко приписывается А. П. Евлашеву, курировал строительные работы Карл Бланк. В нижнем ярусе помещается церковь во имя святых праведных Захарии и Елисаветы. В советское время здание приспособили под жильё.
  • К XVIII веку относятся также братские кельи (времён Петра I), здание духовной семинарии и настоятельская кухня. Основной настоятельский корпус (архимандритские покои) был построен в 1745-50 гг. Верхний этаж (деревянный) надстроен в 1779-81 гг. Удлиненные братские кельи 1758-62 гг. постройки в 1880-82 гг. были также надстроены и приспособлены под гостиницу для паломников.


Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря (т.н. Старое Донское кладбище) — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. На памятниках можно найти такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие, Черкасские. На территории в 2 га погребены и выдающиеся люди России — писатели, поэты, архитекторы, ученые: А. П. Сумароков, М. М. Херасков, В. Л. Пушкин, П. Я. Чаадаев, В. Ф. Одоевский, В. И. Майков, О. И. Бове, Н. Н. и Д. Н. Бантыш-Каменские, В. О. Ключевский, Н. Е. Жуковский.

К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX века. В 1927 г. там был пущен первый в стране крематорий. На старом кладбище новые захоронения были разрешены лишь в порядке исключения. Сюда свозили надгробные памятники с обречённых на снос кладбищ Москвы и Подмосковья. Наиболее ценные образцы мемориальной скульптуры размещены в Михайловской церкви.

В XXI веке на монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: И. С. Шмелева (2000), А. И. Деникина, И. А. Ильина (оба 2005, с женами), В. О. Каппеля (2007). В 2008 г. за алтарём храма Иоанна Лествичника был похоронен писатель и общественный деятель Александр Солженицын.

Входит в состав экскурсий
Автобусные туры в Москву 
 

Рекомендуем также посмотреть: