С нами ЛЮДИ ОТДЫХАЮТ !
Н.НОВГОРОД, ул.КОСТИНА, д.6, корп.1      МУРОМ, ул.ЛЕНИНА, д.35
+7 (831) 212-37-38 (многоканальный) 
+7 (952) 778-46-46, +7 (952) 778-49-49
 
  +7 (49234) 22-9-33
 +7 (930) 743-80-00, +7 (904) 594-99-84
Отправление автобусов
On-line бронирование
для туристических агентств

«Бункер 42 на Таганке» (Москва)

«Бункер 42 на Таганке» (Москва)

«Бункер 42 на Таганке»

 
 


  • Описание объекта
 
«Бункер 42 на Таганке» (Москва) Музей холодной войны (экспозиционный комплекс Бункер-42) — военно-исторический музей и музейно-развлекательный комплекс, созданный в 2006 году в бывшем засекреченном военном объекте СССР — Запасном Командном Пункте Дальней Авиации (Объект № 20).
«Бункер 42 на Таганке» (Москва) Территория музея представляет собой подземный бункер площадью более 7000 м² на глубине более 60 метров, рядом со станцией метро «Таганская».
 
Описание

Строительство объекта началось в 1950 году в связи с угрозой начала ядерной войны с США. Подземный комплекс строили по той же технологии, которая использовалась при строительстве метро. При проектировании институт «Метрогипротранс» использовал чертежные индексы «ЧЗ-572» и «ЧЗ-293», при этом в графе «сооружение» писали «Понизительная подстанция 1-го участка». Тоннели комплекса были связаны двумя ходками с московским метро — станцией «Таганская» кольцевой линии метрополитена. Первый ходок использовался для снабжения объекта, и вёл в тоннель между станциями метро «Курская» и «Таганская», второй вёл непосредственно на станцию «Таганская кольцевая» в технические помещения.

В 1956 году объект общей площадью более 7000 кв. м. был принят государственной комиссией и передан Министерству обороны. Объект функционировал в качестве пункта управления Штаба дальней авиации. 24 часа на объекте находилась одна смена военнослужащих и гражданских специалистов, которая поддерживала в работоспособном состоянии оборудование связи и системы жизнеобеспечения. В случае боевой тревоги и на учениях на объект спускались четыре смены, которые могли нести боевое дежурство и обеспечивать работу штаба Дальней авиации. По воспоминаниям ветеранов, кроме Штаба дальней авиации в бункере работало множество других учреждений — центральный телеграф, радиостудия, геодезическая лаборатория и т. п.

В 1960-х годах бункер был полностью оснащён всем необходимым на случай ядерного удара. Запасы продуктов, топлива, две артезианские скважины с питьевой водой и системы регенерации и очистки воздуха могли обеспечить боевое дежурство личного состава на протяжении длительного периода времени.


В конце семидесятых — начале восьмидесятых годов в связи с накопившимися техническими проблемами (поврежденная гидроизоляция из-за аварии на метрополитене — объект заливало водой, неавтоматические приводы гермодверей, моральное и физическое устаревание дизель-генераторов и систем вентиляции) было принято решение о реконструкции объекта. К середине 80-х помещение было освобождено от оборудования для проведения реконструкции. Командный пункт предполагалось переоборудовать для нужд центрального телеграфа, однако трения между Советским Союзом и Западом уже значительно спали, и в 2000 году объект был полностью рассекречен.

В федеральном бюджете РФ на 2001 год в разделе «Связь» предусматривалось выделение 1 млн рублей капитальных вложений в объект «Спецобъект ГО-42».

Музей функционирует с 2006 года, после того как «Объект ГО-42» был куплен у Росимущества на аукционе частной компанией «Новик-Сервис» за 65 001 000 рублей, после чего начались работы по реставрации объекта.

Оголовок («купол»).

Здание основного входа в подземный бункер является декорацией: его кирпичные стены скрывают массивный бетонный оголовок с толщиной стен до 6 метров, опирающийся на широкий сплошной фундамент. Оголовок предназначен для защиты ствола (шахты) от ударной волны ядерного взрыва и от прямого попадания обычного оружия крупного калибра. Широкий фундамент должен не дать оголовку сдвинуться, вдавиться в землю и повредить ствол под действием ударной волны.

Внутри оголовка применены несколько способов защиты от ударной волны:

  • Две защитные двери толщиной 40 сантиметров и шириной полтора метра, установленные одна за другой в защитном коридоре. Каждая дверь сдвижного типа, представляет собой железную коробку, изнутри залитую бетоном. Двери закрываются автоматически по ходу движения возможной ударной волны, чтобы пришедший ударный фронт и скоростной воздушный поток не открыли;
  • Длинный первый коридор направляет ворвавшуюся ударную волну параллельно двери, что исключает повышение давления в районе двери из-за её отражения;
  • Продолжения коридоров в виде тупиков для отвода ударной волны мимо дверей;
  • Колодцеобразный «продух» в тупике второго коридора для вывода раздвоившейся волны наверх и наружу с целью снижения её давления; сверху он закрыт заглушкой. Также продух мог быть одним из запасных выходов из заваленного обломками сооружения;
  • Узкие коридоры имеют несколько поворотов, что в сочетании со всеми ответвлениями ослабит ударную волну даже при открытых дверях. Давление ударной волны в районе лестницы после прохождения всего лабиринта может оказаться в несколько раз меньше первоначального. Для примера, в тоннеле круглого сечения в перпендикулярном ответвлении давление фронта будет меньше на 70 %, а за коленчатым поворотом оно падает на ~10 %.

Коридор в виде лабиринта также несёт защитную функцию от проникающей радиации, так как только одни двери не имеют необходимой для этого толщины. Например, два поворота коридора снижают радиационный поток до 500—1000 раз от уровня на входе, здесь же до коридора с лифтом и лестницей имеются три поворота


Большая масса бетона в оголовке кроме механической прочности обеспечивает защиту от проникающей радиации и сопротивление опрокидывающему действию скоростного напора.

Чтобы попасть к лестнице и лифту, нужно миновать несколько внутренних КПП и пройти четыре портала, защищённых двумя защитными (силовыми) и двумя герметическими дверьми.

Входит в состав экскурсий
Автобусные туры в Москву 
 


Рекомендуем также посмотреть: